Оборотни: клеймёные зверем
Учёные и философы на протяжении многих столетий ведут споры: существуют ли оборотни на самом деле или же это просто вымысел, миф? Многие учёные допускают лишь тот факт, что человек может страдать психическими отклонениями, выражающиеся в том, что больной ощущает себя диким зверем; существование настоящих оборотней яро отрицают. Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер, два доминиканских монаха в разговоре об истинных оборотнях, которые могут при помощи черной магии или других неведомых сил превращаться в свирепых волков, категорично заявляют: «Это невозможно». Далее они добавляют, что колдун или чародей с помощью заклинаний или снадобий могут заставить того, кто смотрит на них, вообразить, что он превратился в страшного волка, но физически метаморфоза человека в зверя невозможна. Ликантропия, как болезнь, заставляющая человека думать, что он превратился в зверя известна человечеству с самых давних времён. Примерно в 125 году до н.э. римский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии, указывая, что поражённого человека охватывает безумие и мания, сопровождающаяся неутолимым ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. В Древней Греции ликантропия известна как Lupinam Susaniam, буквально «волчье безумие». Учёные того времени трактовали ликантропию как специфическую форму меланхолии, но зачастую большинство соглашалось, что правильнее её описывать как сумасшествие, или безумие. В греческих легендах можно найти множество упоминаний об оборотнях. Одна из таких легенд повествует о том, что в Аркадии люди превращались в волков в ходе особой церемонии посвящения. Людей желающих стать оборотнями отводили на глухие болота, там они снимали свои одежды и перебирались через опасную топь на особый остров. На этом острове прибывшие были приняты волками-людьми и жили среди них как равные. В отличие от настоящих оборотней они могли вернуться к нормальной человеческой жизни, нужно было только вернутся назад, перебравшись через болото. Также греческие мифы сообщают о том, что в той же Аркадии проходил особый священный ритуал, посвящённый богу Зевсу, сопровождаемый поеданием ужасающей смеси из волчьих и человеческих внутренностей. В Европе в средние века образ оборотня расширился и распространился на других животных; люди верили, что человек способен превращаться не только в волка, так же в медведя, кабана, свинью или даже овцу, в последнем случае он вряд ли бы смог нагнать страха на свою «жертву». Вера в то, что человек может стать волком, по сей день сохраняется в таких районах как Нормандия и Бретань; в последней народные предания следуют классическому сценарию – человек носит волчью шкуру, что позволяет ему перенять часть звериных способностей и буквально превратиться в зверя. Однако все эти легенды оставляли оборотню шанс спастись: считалось, что если ликантропа поцарапать около кончика носа, чтобы выделились три капли крови, то наваждение рассеется. Норвежский народ считал, что в оборотня превращаются люди, отлучённые от церкви. Несмотря на то, что большая часть историй французского или немецкого происхождения, существует немало вполне достоверных рассказов об оборотнях и ликорексии (состоянии, когда человек воображает себя волком и испытывает неутолимый голод вместе с другими ужасающими симптомами) возникших в таких странах, как, например Россия или Австрия. У славянских народов легенды об оборотнях очень тесно переплетаются с легендами о вампирах. Итак, мы видим, что ликантропия – известная болезнь, с которой сталкивались многие народы мира. Стоит отметить, что также как и на ведьм, на оборотней вели жестокую охоту, которая достигла своего апогея в средневековой Европе.
|